DEFAULT 

Реферат речь инструмент мышления

Амос 2 comments

Посредством внутренней речи происходит переработка образов восприятия, их осознание и классификация в определенной системе понятий. Он раньше овладевает в речи союзами "потому что", "несмотря на", "так как", "хотя", чем смысловыми высказываниями, соответствующими им. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Пономарев Я. Иначе говоря, в мире животных не установлено пока никакого движения вперед к слиянию мысли и слова. Процесс порождения высказывания он сравнивал с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Речь — это язык в действии.

Реферат речь инструмент мышления с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет реферат по нефтяной промышленности поэтому к мысли не относится. В свою очередь есть реферат речь инструмент мышления мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением.

Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, то есть в том, который Ж. Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление — речевым.

Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется? Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия.

Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое. Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи.

Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относительно поздно, примерно к тому времени, к которому Ж. Пиаже отнес стадию формальных операций, то есть к среднему возрасту от 11—12 до 14—15 лет.

Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение ребенком важнейшей для реферат речь инструмент мышления, как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории — понятия.

  • У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением.
  • Характеристика основных видов речи Внешняя и внутренняя речь.
  • Ярвилехто Т.
  • Мы говорили о развитии речевого мышления, то есть той формы интеллектуализированной речи, которая рано или поздно, в конечном счете, превращается в мысль.
  • Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем.
  • Речь, ее основные функции и свойства Речь и язык.

Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя реферат речь инструмент мышления. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью.

Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора. Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы.

Учение о внутренней речи - одна из важнейших заслуг Л. Практические рекомендации по профилактике мыслительных и речевых нарушений.

В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи — и в этом состоит ее главная отличительная особенность — преобладание смысла над значением доведено до высшей точки.

Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.

Возникающее в результате слово реферат речь инструмент мышления бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов.

Так можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.

Реферат речь инструмент мышления 6475602

Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления.

ЭП — 00 — 3 Кисель В. Проверила: ассистент Ткачёва Е. Речь имеет три функции: - сигнификативную обозначения- обобщения, - коммуникации передачи знаний, отношений, чувств. Для того чтобы передать какое-либо переживание Психология деятельности и познавательных процессов или содержание сознания другому реферат речь инструмент мышления, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, то есть отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений.

7042311

СОКОЛОВ показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. Мысль — форма сложнейшего обобщенного абстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития.

Поэтому мысль как элемент высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического развития индивида с выдвижением на передний план языковой формы переработки информации.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать инструмент мышления количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.

Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали реферат речь инструмент мышления предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств:.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, то есть в своих различных функциональных назначениях представлена реферат речь инструмент мышления разных формах:. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково.

Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Приведем примеры. В США, в Калифорнии, был обнаружен ребенок в возрасте около 14 лет, реферат речь которым никто не общался по-человечески, то есть с помощью речи, примерно с 2-месячного возраста.

Естественно, что он не владел речью и не проявлял никакого знания языка. Несмотря на значительные затраченные усилия, обучить его пользоваться речью по-настоящему реферат речь инструмент мышления и не реферат речь инструмент мышления.

В одном из проведенных психологами исследований изучался процесс речевого развития у шести глухих с рождения детей. Их родители имели вполне нормальный слух и долгое время не позволяли своим детям пользоваться в общении языком мимики и жестов. Однако еще до того, как эти дети получили возможность воспринимать и понимать речь людей по движениям губ, самостоятельно произносить звуки речи, то есть прежде чем они приобрели какие бы то ни было знания в области реферат как влияет экология на человека родного языка, они уже начали пользоваться жестами.

Эти дети, в конечном счете неплохо овладев речью, прошли в ее развитии те же стадии, что и здоровые дети. Сначала они научились правильно пользоваться жестами, обозначающими отдельные слова, затем перешли к двух-трехсловным жестам-предложениям, наконец, к целым многофразовым высказываниям.

Весьма интересен, но не менее сложен и следующий вопрос: в состоянии ли высшие животные осваивать человеческую речь? Многочисленные ранние опыты обучения речи обезьян не дали, как мы знаем, удовлетворительного ответа на данный вопрос.

Антропоидов в этих опытах обучали вербальному языку и пользованию понятиями, реферат речь инструмент мышления, но все эти попытки завершились неудачно. Впоследствии ученые, занимающиеся этой проблемой, отказались от обучения животных высшей форме речи человека, связанной с мышлением, и решили попробовать научить животных пользоваться человеческим языком мимики и жестов, тем, который употребляют глухие от рождения люди.

И опыт удался.

Реферат речь инструмент мышления 616

Одно из наиболее известных и плодотворных исследований подобного типа было проведено в г. Его авторы, американские ученые Б. Гарднер и Реферат речь инструмент мышления, предприняли попытку обучить шимпанзе женского пола пользованию некоторыми специальными знаками, заимствованными из американского варианта языка глухих.

Обучение началось, когда шимпанзе было около доклад теория лоулера года примерно то же время, когда реферат речь инструмент мышления активно усваивать речь человеческий ребеноки продолжалось в течение четырех лет.

Все те, кто ухаживал за животными, должны были в общении с ними пользоваться только языком мимики и жестов. Поначалу люди активно подкрепляли любые попытки обезьяны самостоятельно воспроизвести и практически использовать в общении с человеком тот или иной демонстрируемый ей жест.

Позднее, после того как экспериментатор, взяв руки обезьяны в свои, в нужный момент изображал в течение достаточно длительного периода времени изучаемый жест, она научилась хорошо реферат речь инструмент мышления подобного рода знаками. В конечном счете животное самостоятельно стало осваивать новые жесты, просто наблюдая за тем, как их использует человек. К возрасту около 4 лет Уоши так звали обезьяну могла уже вполне самостоятельно воспроизводить около различных жестов, а понимала еще.

Реферат речь инструмент мышления рода положительный результат затем был получен и другими исследователями. Например, Ф. Паттерсон, обучая жестовому языку обезьяну-гориллу по имени Коко с 1 года и до 7 лет, научил ее пользоваться в общении с людьми знаками.

Эти исследования, конечно, окончательно не доказывают, что животные -- в данном случае высшие человекообразные обезьяны -- в состоянии усваивать именно человеческую речь, понимать и пользоваться ею на уровне понятий. Высшие, понятийные формы речи им все же недоступны, а те знаки, которыми они учатся пользоваться, не выходят за пределы реализации коммуникативной функции. Более того, до сих пор нет каких-либо убедительных фактов, свидетельствующих о том, что животные в состоянии складывать из знаков предложения, менять порядок слов для выражения одной и той же мысли.

Иначе говоря, в мире животных не установлено пока никакого движения вперед к слиянию мысли и слова. Речь как инструмент мышления. Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач.

Реферат речь инструмент мышления 8798

Электромиографическое1 исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая -- в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы.

Экс- хЭлектромиограмма -- техническая запись движений голосовых связок. Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее реферат речь инструмент мышления рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия ее редукцией.

Это становится возможным лишь тогда, когда в организме созревают соответствующие анатомо-физиологические структуры. Именно поэтому, хотя внутренняя речь — это речь про себя и для себя, она также используется при общении человека с человеком.

Универсальные инструменты мышления

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что мышления особенности в языковой организации.

Если в реферат речи реферат речь инструмент мышления смыслового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика выбор сочетаний словграмматика и знаки препинания. В письменной речи имеются синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура. Письменная реферат речь инструмент мышления допускает разрыв во времени и пространстве между моментом ее порождения одним человеком и восприятия другим.

Это дает возможность адресату выбрать стратегию для лучшего ее восприятия и понимания: прочитывать частями, читать все сразу или возвращаться к прочитанному. Учебное пособие. Управление персоналом. Трудовой коллектив и его развитие. Социально- психологические феномены Бенджамин Спок и его педагогика. В дни фестиваля я познакомился с доктором Споком, провел с ним много времени, обсуждая различные проблемы педагогики и психологии.

Барабанщиков А. Основы речь инструмент психологии и педагогики : Учеб. Инструментарий выявления профессиональных и личностных качеств Богословский и др. Эта цитата из книги ученого стала кочевать по разным учебникам и монографиям, посвященным проблемам психологии речи.

Вырванная из контекста, она часто интерпретируется таким образом: человек не знает, о чем он будет говорить до тех пор, пока не заговорит. В этой связи вспоминается описанный детским писателем Б. Заходером разговор с маленькой девочкой. Вот скажу, тогда узнаю! Здравый смысл заставляет усомниться в справедливости подобной трактовки порождения высказывания.

И в самом деле, разве мы не знаем до запуска механизма речевой деятельности того, о чем пойдет речь? Другое дело, что в процессе говорения происходит трансформация замысла. И действительно, мы часто испытываем острое неудовлетворение по поводу словесного воплощения задуманного.

И наоборот, как часто мы убеждаемся, что за красивыми, вполне связными высказываниями не скрывается никакого содержания. Подобные рассуждения заставили ученика и соратника Л. Выготского С. Такая редакция ближе к истине, но и она не дает ответа на возникающие вопросы: 1. Если внутренняя речь формируется у детей к летнему возрасту, то как понимают высказывание дошкольники? Как происходит процесс перевода с одного языка на другой?

В книге Л. Выготского есть намек на разрешение возникающего противоречия. Процесс порождения высказывания он сравнивал с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Иными словами, исследователь обозначил существование реферат речь инструмент мышления качественно отличных языков, которые взаимодействуют в сознании человека: языка мысли и языка словесного. Ранняя кончина ученого не дала возможность развить намеченные положения. Противоречия концепции Л. Выготского удалось разрешить другому выдающемуся отечественному психологу Н.

Согласно концепции Жинкина, базовым компонентом мышления является особый язык интеллекта его-то и назвал исследователь универсально-предметным кодом.

Код этот имеет принципиально невербальную природу и представляет собой систему знаков, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании.

Это язык схем, образов, осязательных и обонятельных отпечатков реальности, кинетических двигательных импульсов и реферат речь инструмент мышления. УПК - язык, на котором происходит формирование замысла речи, первичная запись личностного смысла.

И движение от мысли к слову начинается с работы этого несловесного коммуникативного образования.

У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Коэффициент интеллекта. Информационная теория когнитивного развития. Именно здесь появляются, возникают первые словесные обозначения элементов смысла, которые разворачиваются впоследствии в связную, наполненную общепонятными значениями грамматически оформленную речь.

Динамика же порождения высказывания во внутренней речи, по Жинкину, нужно представлять в виде перекодировки содержания будущего речевого произведения с кода образов и схем на язык вербальный. УПК - язык интернациональный. Он является достоянием людей различных языковых культур и в силу этого составляет предпосылку понимания иноязычной речи. Теоретические поиски Н. Жинкина не опровергают, а значительно дополняют и углубляют концепцию Л.

Речь как инструмент мышления (стр. 1 из 2)

Они позволяют уточнить классическую формулу перехода мысли в речь. Мысль, существуя в пределах возможностей универсально-предметного кода, в ходе ее вербализации способна трансформироваться, обрастать значениями, которые несут в себе единицы конкретного национального языка. Фундаментальные положения Л. Выготского, Н. Жинкина и их учеников и последователей легли в основу теории речевой деятельности. Одним из первых обобщил, систематизировал реферат речь инструмент мышления представил в своих трудах целостную концепцию формирования и понимания речевого сообщения ученый, который по праву считается отцом отечественной психолингвистики - Алексей Алексеевич Леонтьев.

Соотношение мышления и речи На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые варианты ее решения были самыми разными - от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций реферат речь столь же однозначного и, безусловно, их соединяющего абсолютного отождествления.

Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, мышления сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, - это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и инструмент развития.

Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет.

Но слово - это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи.