DEFAULT 

Реферат на тему методы и формы научного познания

wildcreatusdeo 3 comments

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. Классическое определение истины как суждения или отрицания, соответствующего действительности. Понимание этой объек-тивной связи есть основа перехода осуществляемого в нашем сознании от ощущаемого к неощущаемому. Метод как совокупность приемов и операций эмпирического и теоретического познания. Этапы познавательного цикла и формы научного познания. Такие законы называются феноменологическими от греч. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предпола-гает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

Методы научного познания

Основные требования к научному наблюдению следующие: 1 однозначность цели, замысла; 2 системность в методах наблюдения; 3 объективность; 4 возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента. Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений.

Важное место в процессе наблюдения как и эксперимента занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной измеряемой величины к другой, принятой за эталон.

Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.

Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям.

В социологии и психологии различают простое и соучаствующее включенное наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции самонаблюдения. Экспериментв отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Различают несколько видов эксперимента. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений. Реферат на тему методы и формы научного познания, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры ка- кого-либо свойства или свойств предмета, процесса.

Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент. Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый куплю реферат по философии целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления.

Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами. Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Методы и формы научного познания

Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий. Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня.

Кохановского В. Голубинцев В. Агофонов В. Фролов И. Введение в философию. Рузавин Г. Методология научного исследования М. Канке В. Основные философские направления и концепции науки.

Реферат на тему методы и формы научного познания 5005590

Итоги ХХ столетия. Избранные фил.

Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический Выступление Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метотеоретический Подготовил Сысуев Вадим Николаевич Кривой Рог Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурированностью. Не все философы считают, что достоверность это необходимый признак теории. Формы и задачи научного познания. Системный подход - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем.

Произведения в 2 томах Т-2 М стр. П, Казаков Д. Избранные произведения. Страницы: 1 2 3. Научное познание. Что значит знать Содержание Содержание 2 Введение 3 1. Что такое познание? Каковы специфические признаки научного познания 7 3. В чем состоит единство чувственного и рационального познания, и в чем их различие Познание,его возможности и границы Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

  • Субъект, объект, предмет познания 5 3.
  • Именно такой путь от общих абстракций товара, денег и т.
  • Научное познание есть процесс, т.
  • В соответствие с принятой двухступенчатой структурой научного познания выделяют эмпирические и теоретические законы.
  • Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом.
  • Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.
  • Понятие метода и методологии.

Иммануил Кант проблемы бытия и познания Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум.

Чувственное познание. Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления. Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания Министерство образования Республики Беларусь Гомельский государственный технический университет имени П.

Философия научного познания Оглавление Введение. Обыденное и научное познание. Критерии научности. Диалекткика и метафизика Исторические формы диалектики. Таким образом, все перечисленные нормы и идеалы научного знания ясно свидетельствует о том, что в отличие от всех других способов вненаучного знания наука имеет сознательно организованный и обоснованный характер. Итак, в процессе повседневной практической деятельности люди приобретают знания, среди которых выделяются и научные знания.

Научное знание — это достоверное, логически непротиворечивое знание. Важнейшим критерием научности знания является рост объективно-истинного содержания знания, выражающий степень соответствия действительности.

Это достигается посредством специфических реферат на тему методы и формы научного познания и способов познания. В процессе научного познания можно выделить различные уровни, качественно своеобразные ступени знания, различающиеся между собой по полноте, глубине и всесторонности охвата объекта, по способу достижения основного содержания знания, по форме своего выражения.

Реферат на тему методы и формы научного познания 5541

К ним следует отнести эмпирическое и теоретическое познание. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его реферат на тему методы и формы научного познания и средств и т.

Граница между этими уровнями условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Объяснение и предсказание играют громадную роль в науке и в жизни общества. Практическая и производственная деятельность людей была бы невозможна, если бы люди не умели объяснять событий окружающей жизни и предвидеть результаты своих действий. Сознательная постановка цели, предварительный расчет способов и средств ее достижения принципиально отличают деятельность человека от активности животного.

Любое сознательное действие человека опирается на предвидение его результатов. Научные предсказания расширяют сферу познанного человеком мира. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для ВУЗов. Учебное пособие для вузов. Научное познание: формы, методы, подходы. Философские проблемы науки: Системный подход. Сколько стоит написать твою работу? Работа уже оценивается. Ответ придет письмом на почту и смс на телефон. Для уточнения нюансов.

Мы не рассылаем рекламу и спам. Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту. Если реферат на тему общения течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

В таком случае, пожалуйста, повторите заявку. Если в течение 5 минут не придет реферат на тему методы и формы научного познания, пожалуйста, повторите заявку. Отправить на другой номер? Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе.

Тип работы промокода - " дипломная работа ". Формы научного познания Введение Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. Наиболее развитая форма научного объяснения — объяснение на основе теоретических законов. Особенности социогуманитарного познания Долгое время анализ науки и научного познания моделировался по естественно-математическим методам познания. Научное познание и функции научной теории Хотя исчерпывающее знание и невозможно, это вовсе не означает, что недостижимо надежное знание, то есть такое, которое можно было бы положить в основу успешной практической деятельности и прогнозирования.

Функции научной теории: 1 объяснительная; 2 систематизирующая; 3 предсказательная; 4 методологическая. Особенности объяснения и предсказания 3. В структуре объяснения, как познавательной процедуры, различают следующие элементы [5, c. Уровни научного познания Ядро науки составляет собственно научно-исследовательская деятельность, направленная на выработку новых знаний, их систематизацию и определение сфер их приложения.

Формы научного познания Под формой научного познания понимают способ организации содержания и результатов познавательной деятельности. Общеизвестно, что большая часть научного существует в форме гипотез Закон — следующая форма существования научного знания, в которую трансформируются гипотезы в результате всестороннего обоснования и подтверждения. Эмпирические законы можно назвать количественными, а теоретические — качественными законами.

Нормы и методы научного познания В идеалах науки выражаются ценностные ориентации научного познания, которые в свою очередь реализуются через соответствующие нормы, критерии и требования научного исследования реферат на тему методы и формы научного познания обоснования его результатов.

Другими формами организации и систематизации научного знания являются: 1 принцип простоты, благодаря которому удается выделить наиболее общие и глубокие предпосылки существующего научного знания; 2 принцип точности, который облегчает проверку гипотез и теорий, ориентируя исследователей на выражение своих результатов в точной количественной, математической форме; 3 принцип выявления минимального числа допущений при построении теории, который служит дальнейшим развитием знаменитого принципа У.

Заключение Итак, в процессе повседневной практической деятельности люди приобретают знания, среди которых выделяются и научные знания. Критерии научности знания.

Проблема, гипотеза, закон. Похожие рефераты:. Методология теоретических исследований Научное теоретическое познание как разновидность рационального познания, деятельности мышления. Типы мышления: абстракция, идеализация, экстраполяция. Понятия и суждения, отражающие сущность познаваемых явлений. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания Научное познание и его структура.

Термин "знание".

Сколько стоит написать твою работу?

Субъект и объект познания. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности.

Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около наук и каждая из них имеет на казахскую литературу специфические методы и предмет исследования.

Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.

Основными особенностями научного познания являются: 1. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намечен-ной цели.

Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Он есть система предписа-ний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного ре-зультата в данной сфере деятельности.

Он дисциплинирует поиск истины, позволяет если правильный экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Кохановского В. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового вре-мени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении реферат на тему методы и формы научного познания надежному, истинному знанию.

Так, видный фи-лософ XVII.

5764910

Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой из-вестный ученый и философ этого же периода Р. Избранные произведения. Существует целая область знания, которая специально зани-мается изучением методов и которую принято именовать мето-дологией. Изучая закономерности человечес-кой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления.

Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по степе-ни их общности, т. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический.

Это общефилософские методы.

Реферат на тему методы и формы научного познания 6420

Ме-тафизический метод с середины XIX века начал все реферат на тему методы и формы научного познания и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.

Классификация общенаучных методов тесно связана с поня-тием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются толь-ко на эмпирическом уровне наблюдение, эксперимент, изме-рениедругие -- только на теоретическом идеализация, фор-мализацияа некоторые например, моделирование -- как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чув-ственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или соци-альными объектами. Здесь преобладает живое созерцание чувственное познаниерациональный момент и его формы суждения, понятия и др. Поэтому исследуемый объект отра-жается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражаю-щих внутренние отношения.

На этом уровне осуществ-ляется процесс накопления информации об исследуемых объек-тах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения раз-нообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь произ-водится также первичная систематизация получаемых факти-ческих данных в виде таблиц, схем, графиков и т.

Дарвина, и т. Иными словами, на теоретическом уровне реализуется главное предназначение науки — открытие и описание законов, которым подчиняется природный и социальный мир. Наиболее развитая форма научного объяснения — объяснение на основе теоретических законов. Существенное место при выдвижении гипотезы имеет умозаключение по аналогии. Здесь преобладает живое созерцание чувственное познание , рациональный момент и его формы суждения, понятия и др.

Кроме того, уже на втором уровне научного познания -- как следствие обобщения научных фактов -- возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не образец титульного листа реферата, а становится подчиненным но очень важным аспектом познавательного процесса.

На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического по-знания становятся гипотезы, теории, законы. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и проти-вопоставлять.

Ведь эмпирический и теоретический уровни по-знания взаимосвязаны между. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.

Ги-потезы и теории формируются в процессе теоретического ос-мысления научных фактов, статистических данных, получае-мых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы в том числе схемы, графики и т. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание которое их обобщает и объясняетставит перед ним новые более сложные задачи.

С другой стороны, теоре-тическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпи-рии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориенти-рует и направляет его в поисках новых фактов, способству-ет совершенствованию его методов и средств и реферат на тему методы и формы научного познания. В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня.

Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяе-мые при этом методы.

Согласно К. Поэтому не-которая концептуальная точка зрения совершенно необхо-дима. Наивные же попытки обойтись без нее могут, по его мнению, только привести к самообману и к некритическому использованию какой-то неосознанной точки зрения. Обратимся, прежде всего, к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к наблюдению и эксперименту.

Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие: 1 однозначность цели, замысла; 2 системность в методах наблюдения; 3 объективность; 4 возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений. Важное место в процессе наблюдения как и эксперимента занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной измеряемой величины к другой, принятой за эталон.

Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т. Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее включенное наблюдение.

Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции самонаблюдения. Экспериментреферат на тему методы и формы научного познания отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых природа и культура по философии управляемых условиях.

Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Различают несколько видов эксперимента. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений. Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры ка- кого-либо свойства или свойств предмета, процесса. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент. Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления.

Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами. Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Научная идея. Мыслительный эксперимент. Общая характеристика эвристических методов научного познания, исследование исторических примеров их применения и анализ значения данных методов в теоретической деятельности.

Оценка роли аналогии, редукции, индукции в теории и практике научного познания. Наука: понятие и социальный институт. Структура и специфика научного познания.

Понятие метода и методологии. Эмпирические и теоретические методы исследования. Феномен научной революции. Социальная ответственность ученого. Понятие научного познания, научное и вненаучное знание. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития. Проблема происхождения человека в философии и науке.