DEFAULT 

Диссертация территориальное общественное самоуправление

Велимир 2 comments

Власть - это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно - управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества3. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: выявление истоков ТОС в России через призму развитие понятий самоуправления, местного самоуправления, общественного самоуправления; отражение влияния международных и европейских стандартов на формирование территориального общественного самоуправления как института муниципального права характеристика особенностей влияния муниципальной реформы на современное правовое регулирование организации и деятельности территориаль-. Место и роль территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления 10 2. Мой кабинет. Методологическая база диссертации. Местное самоуправление как фактор развития гражданского общества в России Гоголева Елена Николаевна. Самоуправление в России складывалось.

Отдельно уделено внимание законам субъектов РФ в том числе о территориальном общественном самоуправлении в Алтайском, Красноярском краях, Новосибирской, Омской областяхдействовавшим в гг. Для достижения поставленной цели были проанализированы муниципальные правовые акты 14 городских округов субъектов РФ, которые входят в Сибирский федеральный округ.

Диссертация база исследования. Самоуправление период с по гг. ТОС с органами местного самоуправления. Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном муниципально-правовом исследовании вопросов организации и деятельности территориального общественного самоуправления на материалах городских округов — административных центров субъектов РФ в пределах Сибирского федерального округа с учетом последних изменений федерального законодательства.

Диссертация содержит положения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательного и муниципально-правового регулирования ТОС. Научная новизна диссертационного исследования находит отражение в положениях, выносимых на защиту:. Процесс институционализации территориального общественного самоуправления проходил в несколько этапов.

Еще в период существования Территориальное общественное в начале муниципальной реформы органы ТОС входили в систему органов местного самоуправления и наделялись властными полномочиями. С года регулирование осуществлялось, в основном, законами субъектов РФ. На этом этапе развития законодатель относит ТОС к общественной составляющей местного самоуправления. Но в городских округах более востребованным оказался муни-ципально-правовой уровень регулирования этих отношений, так как именно в этих муниципальных образованиях ТОС имеет наибольшее развитие.

На современном этапе развития института ТОС законодательное регулирование организации территориального общественного самоуправления путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов субъектами Российской Федерации не допускается.

При этом не всё муниципальные образования способны эффективно осуществлять правовое регулирование организации и деятельности ТОС. ТОС одновременно является участником правоотношений, складывающихся как в частноправовой, так и в публично-правовой сфере, что обуславливает его двойственную природу, проявляющуюся в регулировании организации.

Исходя из сложной правовой природы, реферат исследовательской деятельности отграничивать территориальное общественное самоуправление от других субъектов правовых отношений, самоуправление в решении вопросов местного значения.

Конструкция определения территориального общественного само управления, используемая законодателем пункт 1 статьи 27диссертация территориальное общественное самоуправление, не в полной мере отражает природу и признаки ТОС. В соответствии с действующим законодательством самоуправление на участие в собраниях и конференциях по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления обладают граждане Российской Федерации, диссертация возраста 16 лет.

Но право территориальное общественное юридическое лицо предоставляется законодательством гражданам РФ только с 18 лет, поэтому это право не может быть реализовано в случае учреждения ТОС гражданами РФ в возрасте 16 лет. Кроме того, лица летнего возраста, как правило, активного участия в деятельности ТОС не самоуправление.

Существующее противоречие может осложнять реализацию прав граждан в сфере ТОС и влиять на эффективность этой деятельности. Большинство из существующих видов некоммерческих организаций предполагают наличие членства. Но отличительной особенностью территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации, является то, что ТОС интегрирован в систему местного самоуправления, поэтому для него как юридического лица должен быть предусмотрен отдельный вид некоммерческой организации.

Организация территориального общественного самоуправления после предварительной регистрации уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с уставом- вправе приобрести права юридического лица. Законы субъектов Российской Федерации о территориальном общественном самоуправлении могут создавать правовую основу для более эффективного развития ТОС в данном субъекте Российской Федерации, обобщая опыт муни-ципалыю-правового регулирования. Учитывая представительный характер органов ТОС и в целях повыше ния эффективности деятельности территориального общественного самоуправ ления, целесообразно в Федеральный закон от 06 октября г.

Схожая норма содержалась в статье 96 Закона от 06 июля г. В целях унификации и гармонизации законодательства предложено ис пользовать законодательный акт рекомендательного характера, содержащий ти повые нормы и дающий нормативную ориентацию для законодательства мо дельный акт. В городских округах концентрация населения, большая территория муниципальных образований позволяют более эффективно решать вопросы местного значения путем их передачи ТОС.

Развитие территориального общественного самоуправления в городских округах может способствовать построению оптимальной модели управления городской территорией, а также обеспечивать более тесное взаимодействие общественности и органов местного самоуправления. В этих целях проект модельного положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе может использоваться органами местного самоуправления в правотворческой деятельности.

Научная и практическая значимость.

В диссертации содержатся теоретические выводы и практические предложения, которые могут быть использованы для внесения изменений в федеральное законодательство о местном самоуправлении, при подготовке законов субъекта РФ, муниципальных правовых актов.

Апробация результатов исследования: Работа прошла обсуждение на кафедре конституционного и реферат на тему безопасность жизнедеятельности как наука права Сибирского университета потребительской кооперации. Основные положения диссертационного исследования получили апробацию в публикациях, а также в вы. Томск, ТГУ, январьянварь гг. Барнаул, АлтГУ, сентябрь г. Новосибирск, Институт права и публичной политики при поддержке Новосибирского областного Совета депутатов и Министерства иностранных дел Нидерландов, ноябрь г.

Основываясь на результатах рассмотрения этого общего вопроса, можно будет, используя метод дедукции, перейти к более частному вопросу и, таким образом, проанализировать обозначенную проблему более глубоко. Если рассмотреть российское общество в вертикальном разрезе, используя критерий уровня власти, можно отметить, что:. В этой схеме уровней сразу же бросается в глаза, что слишком резким и явно неестественным является переход с уровня семьи на уровень местного самоуправления.

И это действительно проблема сегодняшнего российского общества-проблема оторванности, отдаленности органов местного самоуправления от населения Как раз между уровнем семьи и уровнем местного самоуправления и расположен переход из сферы частной жизни в сферу публичной власти. И переход этот не является плавным. Создается ощущение некоего вакуума, ощущение отсутствия какого-то общественного института, который был бы связующим диссертация территориальное общественное самоуправление между населением и властью.

По этой причине и для замещения этого связующего звена в обществе создаются самые различные институты: общественные объединения; товарищества собственников жилья; политические партии; недавно была создана Общественная палата Российской Федерации.

Но необходимо заметить, что у всех этих общественных институтов цели несколько отличаются от цели исследуемого нами института ТОСнаправленной на решение населением вопросов местного значения. Этим недостающим элементом системы институтов организации жизни общества, на наш взгляд, является ТОС. ТОС должно стать центральной структурой, организующей жизны общества именно на указанном уровне.

При этом ТОС качественно диссертация территориальное общественное самоуправление от всех других институтов данного уровня по целям. Предвидя вопрос о том, зачем отграничивать ТОС от товарищества собственников жилья и общественных объединений, хотелось бы отметить, что во всем должен диссертация территориальное общественное самоуправление порядок и необходимо четко различать назначение данных организаций. Как нормативные правовые акты одного уровня одинаковой юридической силы разграничиваются между собой по сфере регулирования, так и в соотношение названных институтов должна быть внесена ясность, иначе мы рискуем запутаться в многообразии общественных структур.

Мы считаем, что одна общественная структура ни в коем случае не должна дублировать другую, решать те же задачи на том же уровне. Здесь можно провести аналогию с тем, как мы выделяем отрасли права. Основным критерием выделения традиционно считается область общественных отношений, которая регулируется исключительно нормами этой отрасли права и не является предметом регулирования другой отрасли.

Такие же критерии возможно применить и при определении целесообразности создания той или иной общественной структуры, при определении ее места в жизни общества. Почему полномочия между диссертация территориальное общественное самоуправление органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также между ними и другими общественными структурами четко разграничены?

Чтобы наиболее четко организовать управление обществом и саму общественную жизнь. Если бы этого разграничения не было, был бы хаос. Заметьте, что задачи этих органов не дублируются - у них обязательно отличаются либо уровень регулирования, само содержание задач. По тому же пути, на наш взгляд, необходимо идти и при определении правового статуса ТОС.

Именно тогда все встанет на свои места, и мы сможем ясно увидеть место ТОС в жизни общества и в системе общественных структур Сравнительный анализ института ТОС и наиболее схожих с ним общественных структур не является предметом нашего исследования в настоящей работе.

Диссертация территориальное общественное самоуправление 2386

Этот диссертация территориальное общественное самоуправление, по нашему мнению, заслуживает отдельной проработки и будет исследован нами в других работах. В приложении 2 представлена таблица, отражающая отличие ТОС от общественных объединений и товариществ собственников жилья. Перед рассмотрением вопроса о соотношении местного самоуправления и ТОС коротко остановимся на теориях местного самоуправления.

Теоретические основы учения о местном самоуправлении были заложены в ХГХ. Идея независимости местного самоуправления была крупным теоретическим достижением раннебуржуазного демократизма. Одной из центральных идей в концепции А. Де Токвиля является мысль о том, что первоначальным источником власти является отнюдь не государство и даже не народ, а добровольно объединившиеся индивиды, сами управляющие своими собственными делами. Говоря о формах реализации права граждан на ТОС, в нашей работе мы рассмотрим этот вопрос в четырех направлениях: организационная основа ТОС; территориальная организация ТОС; финансово-экономическая основа ТОС; обеспечение права граждан на участие в ТОС судебными диссертация территориальное общественное самоуправление конституционного контроля Российской Федерации.

При рассмотрении первого направления - организационная основа ТОС - мы остановимся на трех основных моментах: порядок создания ТОС; организационно-правовая форма ТОС; правовой статус решений органов ТОС и их место в системе муниципальных правовых актов.

Учредителями органов ТОС в широком смысле этого слова являются граждане, проживающие на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, достигших 16 лет. Территориальное общественное самоуправление может существовать в нескольких организационных формах приложение 6 :. Такая форма организации наиболее традиционна для нашей страны и является наиболее распространённой.

Традиции подобных комитетов сохранились у нас со времён советской власти домкомы, уличные комитеты. Обычно эта форма применяется на небольших территориях с небольшим количеством жителей.

В этом случае для решения вопросов собирается общее собрание жителей территории или организуется письменный опрос. Они возникают, когда на одной территории действуют несколько устоявшихся организаций, представляющих интересы определённых категорий жителей например, совет ветеранов, детская организация, экологическая организация и т. Интерес представляет определение, предлагаемое А. Васильевым: коалиция -это совет общественного самоуправления, структурно состоящий из первичных органов ТОС домкомов, уличкомов и др.

Так, например, в г. Приведем и тюменский пример данной организационной формы ТОС. Основные цели Союза: содействие снижению криминогенной обстановки в обществе и рецидива преступности; объединение общественных сил и органов власти в решении проблем пенитенциарной системы; содействие более быстрой социализации бывших осужденных. При определении того, какая форма организаций ТОС необходима на территории конкретного муниципального образования, стоит учитывать множество факторов Масштаб территории.

Как показывает практика, различные диссертация территориальное общественное самоуправление прямого участия эффективны только на весьма ограниченных территориях. Следующими по величине охвата идут различные формы органов ТОС непрямого участия.

На наибольший охват способны организации ТОС, построенные по принципу коалиций. Степень охвата населения, уровень его участия в работе организаций ТОС. Наименьшую степень охвата дают органы ТОС непрямого участия, среднее положение занимают коалиции, соответственно, лучше всего обстоит дело при использовании прямых форм участия.

645562

Уровень оперативности принятия решения. Практика показала, что при правильной постановке дела территориальное общественное самоуправление не будет дублирующим лишним элементом в этой системе. Но, соответственно этому положению необходимо в Законе четко обозначить функции, границы компетенции и ответственности, определить источники средств и долю в использовании местных материальных ресурсов. Об актуальности такого подхода к проблемам ТОС свидетельствуют, например, специальные Парламентские слушания Госдумызаконодательные инициативы депутатов и как на федеральном, так и парламентские слушания на уровне субъектов Федерации.

Коммуникационная составляющая среды функционирования ТОС представлена комплексом отношений и партнерских взаимодействий с администрациями муниципалитетов, предприятий, общественными организациями и коммерческими структурами, другими территориальными сообществами.

Сюда же включаются принципы и практика взаимодействий с научными и образовательными учреждениями, объектами социальной сферы здравоохранения, социальной защиты населения Научно-педагогическая компонента включает разработку методологических и методических основ деятельности ТОС, организацию и проведение научно-исследовательских работ, подготовку и переподготовку кадров - функционеров ТОС, управленческое консультирование и информационно-аналитическое сопровождение управленческих решений, разработку, апробирование и внедрение социальных технологий и т.

Диссертация территориальное общественное самоуправление развитие этой компоненты нужно отметить, диссертация территориальное общественное самоуправление оно, пожалуй, наиболее интенсивно, но и вместе с тем настолько же противоречиво. С одной стороны существуют мощные, по-своему уникальные научные организации, такие как Академия наук социальных технологий и местного самоуправления Президент В.

Иванов, вице-президенты: А.

Мальцев, В. Патрушев или Институт неправительственного сектора в Новосибирске директор И. Институт неправительственного сектора реализует проект с середины г. Содействие нормотворчеству органов местного самоуправления, принятию решений с учетом интересов организаций ТОС. До принятия Конституции Российской Федерации г. Местное самоуправление осуществлялось через представительные органы местного самоуправления, местные органы управления, формы прямой демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления от, 2 Закона Российской ФедерацииВ соответствии с действующим федеральным законодательством органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.

Тем не менее, мы стоим из позиции, поддерживающей точку зрения многих специалистов, учёных - аналитиков, практиков территориального общественного самоуправления, согласно которой ТОС является формой местного самоуправления. Причём, формой наиболее демократичной и наиболее приближённой к потребностям местных территориальных сообществ, и одной из основных форм управления будущего гражданского общества.

Жизненность такой позиции поддерживает социальная практика успешного функционирования ТОС в ряде субъектов Федерации, где созданы собственные законы о ТОСах, признающие их формой местного самоуправления. А нынешний правовой статус этого института на что указывалось выше противоречит конституционному праву российских граждан на осуществление местного самоуправления, зафиксированного в основном диссертация территориальное общественное самоуправление страны.

[TRANSLIT]

Таким образом, являясь формой непосредственного участия граждан в решении вопросов местной жизни, формой самоорганизации и самодеятельности населения ТОС является и формой местного самоуправления. Причём, как опять свидетельствует практика, наиболее оптимальной для решения множества вопросов, не подменяя тем самым какие-то элементы существующей системы местного самоуправления, а дополняя их, превращаясь в самостоятельное звено этой системы, и системы социального управления России в целом.

Данные, полученные в результате анализа правовых и экономических основ функционирования ТОС, опрос экспертов и граждан - членов организованных территориальных сообществ, изучения результатов исследований специалистов по проблематике ТОС позволили выделить его проблемы.

В свою очередь анализ проблем позволил определить основные направления совершенствования института ТОС. Помимо формирования благоприятной среды функционирования таковыми, по нашему мнению, является следующее: повышение социальной, прообществешюй активности граждан-членов ТОС, рационализация распоряжения имеющимися ресурсами и совершенствование управления жизнью сообщества.

Под последним мы подразумеваем решение наиболее насущных проблем, а именно: внедрение передовых социальных технологий в практику управления территориальными сообществами; разработка концепции информационно-аналитического диссертация территориальное общественное самоуправление управления и создание на её основе положения о информационно-аналитической диссертация территориальное общественное самоуправление ТОС с проработкой в нём вопросов оптимальной структуры, содержания деятельности, задач и функций; наконец, решение, или хотя бы оптимизацию наиболее острейшей проблемы кадров-управленцев для органов ТОС.

Среди специалистов по проблематике территориального общественного самоуправления и территориальных сообществ прочно укоренился тезис о том, что ТОС сам по себе является великолепной саморазвивающейся системой, которой сегодня нужны лишь кадры квалифицированных профессионалов-управленцев, да освобождение от вмешательства чиновников.

Студенческое самоуправление в России : социологический анализ Овчинников Василий Владимирович. Процесс становления местного самоуправления в региональных центрах Дальнего Востока России : социологический анализ Пегин Николай Анатольевич. Нерегулируемая трудовая миграция в России: социологический анализ Одинокова Наталья Николаевна. Корпоративная культура приватизированных крупных промышленных предприятий в современной России : социологический анализ Шевченко Денис Борисович.

Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Колякина Елена Анатольевна. Социальное страхование в современной России: социологический анализ институциональных форм Никишина Оксана Васильевна. Институционализация интеллектуальной собственности в условиях современной России: социологический анализ Константинова Диссертация территориальное общественное самоуправление Юрьевна.

Факторы карьерной мобильности в современной России: социологический анализ Маркова Татьяна Ильинична. Оценка состояния законности населением среднего города России: социоструктурный анализ Рачипа Андрей Валерьевич. А Вам нравится? Территориальное общественное самоуправление в современной России: социологический анализ Ратькова, Юлия Вячеславовна.

Содержание к диссертации Введение Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа территориального общественного самоуправления 1. Территориальное общественное самоуправление как социально территориальная система 14 2. Традиции общинности и становления ТОС в России 21 3. Основные направления совершенствования ТОС 1. Социологический анализ состояния и проблем ТОС 64 2.

Формирование благоприятной среды функционирования ТОС 83 3. Совершенствование управления территориальными сообществами Важность данного института обусловлена тем, что территориальное общественное самоуправление наиболее приближено к населению и способствует воспитанию гражданского самосознания населения.

Территориальное общественное самоуправление является фундаментом, первичным образованием местного самоуправления. Именно с этого уровня власти населения может действенно развиваться система местного самоуправления.

Предметом своей деятельности территориальное общественное самоуправление имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения. Действующее законодательство допускает наделение органов территориального общественного самоуправления властными. Непонимание сущности диссертация территориальное общественное самоуправление общественного самоуправления приводит к отказу населения от участия, а иногда и к противодействию работе органов территориального общественного самоуправления.

При организации территориального общественного самоуправления следует учитывать, что органы территориального общественного самоуправления могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.

Отсутствие специального закона о территориальном общественном самоуправлении и имеющиеся пробелы в федеральном законодательстве привели к тому, что в субъектах Российской Федерации органы территориального общественного самоуправления признаются. В настоящее время назрела необходимость рассмотрения вопросов взаимодействия органов территориального общественного самоуправления. Приведенные обстоятельства и доводы предопределяют актуальность, объект, цели и задачи комплексного правового анализа, составляющего содержание настоящей диссертации.

Диссертация территориальное общественное самоуправление разработанности исследуемой темы.

ТОС: для чего нужно Территориальное Общественное Самоуправление?

Исследованию тематики местного самоуправления и формам его осуществления посвящены научные и публицистические работы дореволюционного периода, авторами которых являлись ученые, политические деятели: В. Безобразов, А. Васильчиков, Л. Велихов, А. Градовский, Н. Коркунов, Н. Лазаревский, Б. Авакьян, М. Баглай, В.

Диссертация территориальное общественное самоуправление 3658

Кабышев, Г. Комкова, О. Кутафин, B.

Анализ форм демократии, применяемых в местном самоуправлении, проводится в работах российских ученых С. Становление гражданского общества в России Процессы социальной самоорганизации и организации Дубровченко Юрий Петрович. Гражданское общество — это историческое явление в эволюции современных обществ, это общественные отношения, которые формируются в условиях общества модерна и характеризуются участием граждан в реализации собственных интересов, стремлением к решению совместных проблем, ответственностью за коллективные начинания, доверием и уверенностью в возможности влияния на социум. Основные выводы и положения диссертационного исследования используются в процессе преподавания дисциплин: Конституционное право РФ, Муниципальное право РФ в Северо-Кавказском филиале Российской академии правосудия.

Мокрый, Н. Постовой, В. Фадеев, К. Шеремет, Е. Вместе с тем комплексному исследованию вопросов организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления уделяется недостаточно внимания. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральные законы, нормативно-правовые акты федеральных органов диссертация территориальное общественное самоуправление власти, законодательные акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

Объектом настоящего исследования выступает система урегулированных нормами конституционного, административного. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием института территориального общественного самоуправления.

Цели и задачи исследования. Главной целью настоящей работы является комплексный анализ теоретических и практических вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов территориального общественного самоуправления. Для достижения данной цели исследования в диссертации предполагается решение следующих задач:. Методы исследования.

  • Сущность права граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении 13 1.
  • Безобразов, А.
  • Так, субъекты управленческих отношений могут сами участвовать в управлении объектами либо их деятельность может выступать в качестве объекта управления.
  • Говоря обобщенно, основная задача ТОС - организация жизни в обществе на местном уровне.
  • Однако создание и функционирование таких объединений во многом еще недостаточно эффективно, а стремление одних из них развиваться автономно, как и стремление других встроиться в систему бюрократической вертикали искажает их сущность как элементов гражданского общества.
  • Де Токвиля является мысль о том, что первоначальным источником власти является отнюдь не государство и даже не народ, а добровольно объединившиеся индивиды, сами управляющие своими собственными делами.

Методологическую основу работы составляет диалектико-материалистический подход к исследованию явлений общественной жизни. Для разработки теоретических выводов и предложений по совершенствованию законодательства автором диссертации использовались исторический, системно-структурный, сравнительно. Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Диссертация представляет собой правовое комплексное исследование вопросов, связанных с организацией и деятельностью территориального общественного самоуправления как формы участия населения в решении вопросов местного значения.

Диссертация основывается на нормах базового Федерального закона от 6 октября г. Территориальное общественное самоуправление является невластным институтом, поскольку не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы, направленные на решение конкретных задач в обеспечении собственной жизнедеятельности.

Территориальное общественное самоуправление как разновидность общественного управления реализуется посредством создания конкретных органов территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления - это самоорганизующая, некоммерческая организация, созданная гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования для реализации под свою ответственность собственных инициатив по вопросам местного значения.

Предлагается классификация органов территориального общественного самоуправления по таким критериям как: территориальной сфере, принципам организации, организационно-правовой форме.

В познавательных целях, а также в целях регулирования процесса внедрения самоуправленческих институтов в общественную практику возникает необходимость поэтапного диссертация территориальное общественное самоуправление и периодической оценки успешности этого процесса. Недостаточная разработанность вопросов взаимодействия ТОС и государственных структур, путей активизации общественной самодеятельности граждан обусловили постановку проблемы исследования, которая заключается в социологической интерпретации деятельности территориальных местных самоуправленческих сообществ, способствующих становлению и диссертация территориальное общественное самоуправление гражданского общества.

Цель исследования состоит в раскрытии условий и особенностей развития территориального общественного самоуправления в процессе становления гражданского общества в России. Достижение поставленной цели исследования обеспечивается решением следующих задач:.

Экономика Философия. К духовным гарантиям относится система духовных ценностей человека. Эволюция основных институтов государственного права Турции Георгиян, Эдуард Аркадьевич. Мой личный счет.

Объект исследования — процессы становления и развития гражданского общества в современной России. Предмет исследования — предпосылки, условия, функции и тенденции развития института территориального литвинова северный ветер самоуправления как участника социальных изменений в современной России.

Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве теоретической основы используются идеи современной социологии Н. Луман, А. Турен, Э. Гидденс о сущности социального. Автор проблематизирует поставленные теоретической социологией в конце Диссертация территориальное общественное самоуправление. Для формирования понятийного аппарата диссертации был использован объяснительный потенциал работ теоретиков глобализации Р. Робертсон, У. Бек, М. Кастельспоказывающий изменения роли местных территориальных сообществ по отношению к национальным государствам.

Результаты исследования позволили получить информацию об уровне информированности жителей о нормативно-правовых основаниях осуществления территориального общественного самоуправления, самоидентификации жителей с территориальной общностью, субъективных характеристиках эффективности работы органов территориального общественного самоуправления, видах деятельности ТОС и формах добровольной самоорганизации граждан.

Гражданское общество — это историческое явление в эволюции современных обществ, это общественные отношения, которые формируются в условиях общества модерна и характеризуются участием граждан в реализации собственных интересов, стремлением к решению совместных проблем, ответственностью за коллективные начинания, доверием и уверенностью в возможности влияния на социум.

Социальное доверие есть система согласованных самовыполняющихся взаимных ожиданий, которые выступают основой формирования и результатом развития институтов территориального общественного самоуправления.

Государственные институты являются необходимым, но недостаточным условием социального благополучия, поэтому именно структуры территориального общественного самоуправления как свободные объединения граждан воспроизводят доверие, необходимое для совместной жизнедеятельности. К условиям, затрудняющим деятельность ТОС в России диссертация территориальное общественное самоуправление целом и в Волгоградской области в частности, относим: отсутствие в массовом сознании россиян четкого разграничения государственного и негосударственного управления, гражданскую пассивность, формализацию отношений в рамках ТОС, отсутствие неформального лидера, информационную асимметрию между формальными органами и гражданами.

Модель территориального общественного самоуправления как равноправного участника партнерских отношений с административной властью, гражданским обществом и бизнесом включает: а цель деятельности — инициативное решение проблем диссертация территориальное общественное самоуправление значения и повышение качества жизни граждан; б функции — канализация гражданской активности жителей территории, распределение и дополнение управленческих усилий административной власти; в финансовый инструмент поддержки ТОС со стороны областного бюджета — гранты, получаемые на конкурсной основе, нацеленные на эффективную долговременную работу по всему комплексу проблем среды обитания и образа жизни граждан.

Противоречивая тенденция развития ТОС является вполне функциональной: с одной стороны, поддержка Диссертация территориальное общественное самоуправление через грантовую помощь органов власти влечет политизацию и коммерциализацию отношений внутри сообществ, с другой стороны, выстраивание институциональной зависимости между системами управления и самоуправления позволяет сохранять напряжение между ними, важное для конкуренции в широком поле общественных отношений.

Чем более развито территориальное общественное самоуправление в городе или районе, тем в большей степени жители уверены в своих возможностях оказывать влияние на решения местных властей. Теоретическая значимость исследования. Выдвинутые теоретические положения позволяют конкретизировать и систематизировать знания в области исследования территориального общественного самоуправления в условиях становления гражданского общества, определить социальные параметры общественного самоуправления, выявить природу, функции и тенденции развития института территориального общественного самоуправления в России.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения предложенной модели ТОС региональными органами власти и их структурными подразделениями, руководителями территориальных общественных организаций при разработке совместных концепций и программ социально-экономического развития региона и его территорий.

Эмпирические данные анкетного опроса, проведенного с участием диссертанта в г. Соответствие диссертации паспорту научной специальности.