DEFAULT 

Формирование экологической культуры диссертация

Светлана 1 comments

Формирование экологической культуры в учреждениях дополнительного образования рассматривается в работах С. Подготовленность учителя к формированию экологической культуры учащихся ………………………. Межуев понимание культуры как процесса творческой деятельности; В. На третьем этапе - гг. Лейбин, Н. Геология Техника.

В настоящее время он используется не только в науке, но и в политике, экономике, публицистике, в сфере идеологии, культуры, философских и мировоззренческих дискуссиях и т.

Во Всемирном энциклопедическом словаре, изданном в Белоруссии под ред. А, например, в польской научной литературе к определению экология дается уже пять значений: 1 наука о природе, которая изучает взаимозависимости, существующие в естественном комплексе, которые определяют структуру и функционирование жизни на Земле, естественная среда, биосфера; 2 то, что естественно и натурально в отличие от артефактов, того, что искусственноа также действительное состояние окружающей среды, степень ее загрязнения, уничтожения и т.

Такая многозначность термина приводит к разночтениям, затрудняет его использование в научной литературе, а на практике нередко приводит к непониманию между людьми при обсуждении и разрешении различных экологических вопросов. Не останавливаясь на организации образовательного процесса в школах, поскольку здесь все типично и известно, кратко охарактеризуем колледж. Малый энергетический колледж МЭК Казанского формирование экологической культуры диссертация энергетического университета был создан в целях реализации концепции непрерывного образования, создания для способной молодежи благоприятных условий в преемственности среднего и высшего образования, повышения качества и эффективности обучения, привлечения талантливой молодежи к овладению энергетическими специальностями, проведения целенаправленной профориентационной работы и целевой подготовки формирование экологической культуры диссертация к поступлению в КГЭУ.

Колледж как структурное звено системы непрерывного образования является учебным подразделением Центра довузовского образования в составе управления непрерывного образования КГЭУ. Учебный год в колледже состоит из двух семестров: осеннего октябрь - декабрь и весеннего январь - апрель.

Каждый учебный год заканчивается аттестационными экзаменами зачетная и экзаменационная сессиикоторые помогут учащимся объективно оценить доклад такое музыкальный образ знания. Колледж организует обучение учащихся по учебным планам в течение трех лет в рамках дисциплин государственного стандарта, предусмотренных учебным планом 1-го курса КГЭУ, среди которых общая экология, социальная экология, безопасность и природоохранные технологии в энергетике, высшая математика, информатика, физика, химия, механика, история государства, литература, русский язык и культура речи, иностранный язык и др.

Занятия в МЭК при КГЭУ проводятся по принятой в университете системе, включающей лекции, семинары, лабораторные работы, написание рефератов, выполнение расчетных заданий, курсовых работ и т. Воспитывая формирование экологической культуры диссертация к природе, они помогают учащимся осознавать себя неотъемлемой частью окружающего мира и его значимой единицей.

Выполняя задания лабораторных и практических работ, учащиеся колледжа, как и студенты вуза, активно познают себя, окружающую действительность, ее влияние на человека. По общей экологии, как и по другим предметам, учащимся колледжа даются задания для самостоятельной работы.

Учащиеся, как и студенты вуза, сами выбирают ее форму: это может быть реферат тема на выбор из прилагаемого спискакоторый выполняется индивидуально, или изготовление стенда, когда работает группа из 4-х человек.

Формирование экологической культуры диссертация 4242

Преподаватель дает список литературы, который поможет выполнить самостоятельную работу, но учащиеся вправе использовать и другие источники. Они охотно оформляют стенды, используя статьи из газет и журналов, делают это очень красочно, используя различные фотографии и иллюстрации. Эти работы формирование экологической культуры диссертация соотносимы с работами, выполняемыми студентами КГЭУ. Сравнительный анализ показал, что работы формирование экологической культуры диссертация вуза по аналогичным темам несколько превосходят работы учащихся колледжа по глубине и профессиональному подходу к изложению материала, что вполне естественно, но эта разница не столь существенна, как между этими работами про одну из планет солнечной работами, выполненными обычными школьниками.

В целом же уровень перечисленных выше работ настолько высок, что материал, собранный на стендах, формирование экологической культуры диссертация, по содержанию во много раз превышает материал учебных пособий по соответствующим предметам. Не случайно при подготовке к экзаменам многие учащиеся и студенты используют информацию, представленную на таких стендах. Стенды обычно вывешиваются в здании университета, колледжа, а также в базовых школах.

В колледже вопросами экологического образования и воспитания занимаются не только преподаватели химии, биологии, географии, но и предметов гуманитарного цикла. Учителя литературы, английского языка, истории проводят уроки, внеклассные мероприятия по вопросам экологии, и это дает значимые положительные результаты. Формировать экологически зрелую личность непросто, ведь такой личности присуще системное мышление, а оно складывается современные электронного документооборота реферат человека в достаточно взрослом возрасте.

У значительной части учащихся имеются обычно лишь его элементы. Отсюда проистекает важнейшее направление работы педагогов колледжа - закладка прочного фундамента экологических знаний, на основе которых эта зрелость постепенно формируется. Так как корни экологии - в биологических науках, много делается для того, чтобы укреплять биологическую подготовку учащихся.

Но поскольку одна биология все же не позволяет обеспечить всей системы экологической подготовки, необходимо сформировать сопряженную с ней систему экологизированных разделов других предметов, причем не только естественнонаучного цикла, но и социально-гуманитарного. Тезис о том, что экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека, начиная с возникновения первых эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве, достижения понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и потребности личного участия в экологической деятельности в юношеском периоде жизни, сомнения не вызывает.

Однако чтобы эта цепь была неразрывной и принесла обозначенные выше результаты, необходимо выстроить экологическое образование и воспитание как единый, непрерывный и формирование экологической культуры диссертация процесс. Особенно важно обеспечить такую преемственность на этапе получения учащимися общего и специального образования, их личностного и профессионального становления.

Естественно, что формирование экологической культуры диссертация практике выстроить процесс экологического образования и воспитания подобным образом удается не всем учебным заведениям одинаково успешно.

Наибольших результатов в этом могут добиться, на наш взгляд, те из них, которые опираются формирование экологической культуры диссертация четко определенные и практически подкрепленные концептуальные идеи. К примеру, такой концептуальные идеей для Казанского государственного энергетического университета является идея личностного развития студентов. Данная идея принята как главная и Малым энергетическим колледжем при этом вузе. Это означает, что и учащиеся колледжа, и студенты университета на протяжении всего периода обучения ориентируются на мотивированную предметно-деятельностную и ценностно-смысловую самореализацию, постоянный личностный рост, предполагающий в том числе и повышение уровня экологической культуры.

Не раскрывая подробно содержания всей работы, подчеркнув лишь, что ее цель -формирование экологической культуры учащихся и студентов, рассмотрим наиболее эффективные формы, методы и средства, используемые в данной системе.

Такая уровневая система образования не является чем-то единичным, искусственным. Она возникла в ответ на запросы общества, вступившего в этап рыночной экономики. Для нее характерно все то, что присуще большинству новых образовательных структур: недостаточно хорошо проработанная нормативно-правовая, научная, информационная, учебно-методическая база, отсутствие опыта и т.

Но даже при наличии этих недостатков, свойственных начальному периоду функционирования названной системы, она динамичнее и совершеннее того, что существовало ранее, располагает гораздо большими возможностями для подготовки специалистов-профессионалов высокого класса и культурных людей, отвечающих требованиям современного производства и значительных изменений, характерных для общественных отношений.

Рассматривая комплекс форм, методов и средств обеспечения преемственности в экологическом образовании и воспитании учащихся и выделяя в нем оптимальные, можно отнести к ним, прежде всего, те, которые соотносятся с выделенными в первой главе особенностями экологического образования и воспитания и заключаются в экологически ориентированном обогащении содержания учебно-воспитательного процесса, вычленении доклад человек профессия усилении в учебных предметах экологического компонента, освоении его посредством традиционных и инновационных технологий обучения с акцентом на последние.

Постановка такого акцента обосновывается данными анализа вариантов экологически ориентированного насыщения учебно-воспитательного процесса в условиях предпрофессиональной подготовки в школе и профессиональном колледже, обеспечивающих экологическую образованность и воспитанность учащихся.

Такой анализ показал явные преимущества инновационных технологий обучения по сравнению с традиционными в формировании экологической культуры учащихся. Рассмотрение формы, методов, средств экологического образования и воспитания начнем с форм.

Условно их можно разделить на несколько групп. Вслед за З. Нигматовым и А. Хузиахметовым выделяем в них, прежде всего, две такие большие группы, как формы учебной и внеучебной работы по развитию экологического сознания и мышления учащихся, научению умениям и навыкам экологически направленной деятельности, развития нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственно-экологического самосовершенствования.

Что касается первой группы, то в нее входят все те формы формирование экологической культуры диссертация, которые используются педагогами на учебных занятиях, проводимых непосредственно в стенах учебного заведения. Они достаточно традиционны: уроки, лекции, семинары, беседы, обсуждения, дискуссии на экологические темы и т. Ко второй группе относятся те, которые используются при организации внеаудиторной работы, связанной с самообразованием, саморазвитием, досугом, общественно полезной деятельностью учащихся и т.

Что же касается методов экологического образования и воспитания, то наряду с общеизвестными дидактическими методами соответственно основным частям содержания применяются три группы специфических методов:. Методы формирования экологических представлений — метод экологической неустойчивости, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов.

Методы формирования субъективного отношения к природе — метод психологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии. Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой - метод коактивности содействия в мире природы, метод экологического ожидания, метод ритуализации экологической деятельности. Электронная библиотека репозиторий Томского государственного университета.

English Русский. Иванову, А. Саламатову З. Тюмасевой и др. Большой вклад в развитие экологического образования на региональном уровне внесли К. Ахияров, Н. Белобородова, С. Гильмиярова, Ш. Зиятдинов, Р.

Кабиров, Р. Кашапов, П. Козлова, Р. Формирование экологической культуры диссертация, Р. Муниров, Р. Тагариев, М. Черникова и многие. В педагогической теории и практике проектная деятельность учащихся изу чалась формирование экологической культуры диссертация ранее. Философские и методологические основы проектной деятельно сти раскрыты в трудах отечественных и зарубежных педагогов конца XIX — начала XX веков П.

Блонcкий, Дж. Дьюи, Е. Кагаров, В. Килпатрик, Э. Коллингс, В. Шульгин и. Проектная деятельность учащихся является предметом историко-педагогических исследований А. Формирование экологической культуры диссертация и другихсо стороны педагогических закономерностей ее рас сматривают В. Гузеев, Н. Пахомова, Е. Полат, В.

Симоненко, Ю. Формирование экологической культуры диссертация, И. Чечель, В. Штейнбергпсихологических Н. Матяш и методических особенностей М. Гуревич, Н. Замошникова, М. Павлова, Дж.

  • Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в системе субъектно-развивающего дополнительного образования детей Мансурова, Елена Харисовна.
  • Проблемы формирования экологической культуры подростков в педагогической теории и практике ……….
  • Современные исследователи-педагоги С.
  • Суравегиной [65; 68; ;; ].

Питт, Р. Райб, И. Сасова, Д. Фрайд-Бут, Н. Чанилова, T. Hutchinson, D. К настоящему времени разносторонне изучена проектная деятельность учащихся в школе.

Дидактические и методические аспекты использования метода проектов исследовали В.

[TRANSLIT]

Беспалько, П. Лернер, Е. Полат, Г. Селевко, И. Многими исследователями изучался педагогический потенциал про ектной деятельности учащихся, который исследователи видят, в развитии их творческих способностей и активности Н. Сауренко, М. Шевцовасоциальной инициативности С. Лесниковав становлении их ответственности Н. Матяшпознавательных интересов О. Гребенникова ду ховно-нравственной позиции А. Ходыревав формировании их информацион ной культуры И.

Исследовались педагогические условия вовлече ния школьников формирование экологической культуры диссертация выполнение творческих проектов для всех возрастных групп: младших школьников Т. Бацаевамладших подростков В.

Буланова, Л. Иляева, М. Пастарнак, Е. Рогалевастарших подростков С. Гнездина, Л. Петуховастаршеклассников А. Бобровская, О. В то же время проектная деятельность учащихся в дополнительном образовании изучена недостаточно полно. Ее рассматривали как средство профессионального самоопределения учащихся при освоении компьютерных технологий А. Маятинкак один из вариантов творчества в детском театральном коллективе Е.

Однако специфика педагогических возможностей проектной деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей и условия реализации этих возможностей пока не исследовались в должной степени.

Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена потребностью общества в молодом поколении с высоким уровнем сформированности формирование экологической культуры диссертация культуры. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется тем, что в теории и практике дополнительного образования детей недостаточно полно определены особенности организации проектной деятельности учащихся, направленные на формирование экологической культуры в системе дополнительного образования детей.

На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки дидактического сопровождения процесса формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования детей. Указанные противоречия выявили проблему исследования : каковы педагогические условия эффективного формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования детей в процессе проектной деятельности?

Умение дать экологическую оценку антропогенным изменениям поверхностных горных пород, их экологическим последствиям для деятельности и здоровья человека, состояния других геокомпонентов. Умение проводить простейшие гидрологические исследования поверхностных и подземных вод. Умение дать экологическую оценку антропогенным изменениям поверхностных и подземных вод, их экологическим последствиям для здоровья и деятельности человека, состояния других геокомпонентов.

Умение делать простейшие почвенные описания и определять тип почв. Умение дать экологическую оценку антропогенным изменениям почв, их последствиям для здоровья и деятельности человека, состояния других геокомпонентов. Умение делать простейшие ботанические описания и проводить зоологические наблюдения. Уметь дать налоговый и бухгалтерский учет основных средств курсовая работа оценку антропогенным изменениям растительности и животного мира, их экологическим последствиям для здоровья и деятельности человека, состояния других геокомпонентов.

Умение дать оценку экологического состояния геокомплекса в целом, определить общую степень его антропогенной измененности. Уметь оценить тот или иной вид природного потенциала ресурсный, экологический и др. Уметь оценить измерить то или иное антропогенное воздействие. Уметь определить механизм того или иного антропогенного воздействия. Уметь делать простейшие пространственные и временные геоэкологические прогнозы.

Уметь дать правовую и моральную оценку тем или иным действиям человека по отношению к окружающей среде. Уметь и иметь навык эстетической оценки природы: природных объектов и явлений. Иметь навыки экологически правильного и корректного поведения и деятельности в природе. Иметь навыки проведения простейших природоохранных мероприятий.

Педагогические условия формирования воспитательной системы профильного лагеря Лепёшкина, Елена Михайловна. Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря Волгунов Владимир Афанасьевич. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря Птушкина Елена Сергеевна. Формирование антинаркотической установки у подростков в условиях спортивно-оздоровительного лагеря Диордиев, Максим Николаевич.

Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза Кучер Владимир Александрович. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната Иванова Татьяна Алексеевна.

Педагогические условия формирования культуры самосбережения здоровья педагога Бахметов, Александр Валентинович.

Педагогические условия формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника Мишурина Елена Александровна. Педагогические условия формирования культуры межнационального общения в вузе Прокохина Маргарита Игоревна.

Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Мелехова, Виктория Юрьевна. А Вам нравится? Формирование экологической культуры учащихся в условиях геоэкологического лагеря Макарский Анатолий Моисеевич. Формирование основ экологической культуры учащихся как актуальная психолого-педагогическая проблема 10 1. Основы конструирования воспитательного процесса в геоэкологическом лагере 83 2.

Организация образовательной деятельности учащихся и содержание геоэкологического образования в условиях полевого лагеря 99 2. Данный факт обуславливает актуальность конкретной педагогической задачи - теоретического обоснования и практической реализации средоориентированнои модели воспитательной системы геоэкологического лагеря как средства формирования экологической культуры учащихся. Объект исследования: жизнедеятельность и становление экологической культуры учащихся. Необходимые условия организации последнего: теоретическое конструирование и обоснование средоориентированнои модели воспитательной системы в условиях геоэкологического лагеря; организация геоэкологического образования на основе личностно- ориентированного формирование экологической культуры диссертация среди базовых компонентов геоэкологического образования в условиях полевого лагеря - предметных знаний, формирование экологической культуры диссертация и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения по И.

Лернеру - ведущими выступают двое последних; диагностическое изучение процесса формирования формирование экологической культуры диссертация культуры учащихся в условиях геоэкологического лагеря на начальном и конечном этапах опытно-экспериментальной работы на "входе" и на "выходе".

Выделить основные диагностические признаки формируемой экологической культуры личности. Петровский, 6 Н. Матрусов, Н. Маловидченко - формирование экологической воспитанности, Е. Положение о том, что процесс формирования у учащихся основ экологической культуры протекает более успешно и эффективно в том случае, если в качестве необходимого компонента системы непрерывного экологического и геоэкологического образования выступает школьный полевой геоэкологический лагерь.

Научная формирование экологической культуры диссертация и теоретическое значение исследования. Впервые теоретически обоснована и сконструирована средоори- ентированная модель воспитательной системы, реализуемая в условиях полевого геоэкологического лагеря. Разработана и обоснована система критериев отбора содержания геоэкологического образования. Экологическая культура как интегрированный компонент Образовательного процесса в геоэкологическом лагере В современной школе в учебной деятельности, к сожалению, отсутствуют все необходимые контрольная работа физика, при которых ребенок может самостоятельно решать жизненно-практические и социально значимые задачи и приобретать разнообразный социальный опыт.

Взаимная забота друг о друге участников этой деятельности активно формирует личность ребенка, и способствует приобретению разнообразного социального опыта Особое значение в условиях геоэкологического лагеря приобретает взаимодействие ребенка со взрослыми в общественно-значимой деятельности. Основы конструирования воспитательного процесса в геоэкологическом лагере Формирование экологической культуры в условиях средоориентированной модели геоэкологического образования прежде всего предполагает культроло-гический подход в воззрении на воспитательный процесс в геоэкологическом лагере.

Организация образовательной деятельности учащихся и содержание геоэкологического образования в условиях полевого формирование экологической культуры диссертация В первой главе параграф 1. Похожие диссертации на Формирование экологической культуры учащихся в условиях геоэкологического лагеря.

Подробная информация. Каталог диссертаций. Служба поддержки.

Каталог диссертаций России. Англоязычные диссертации. Диссертации бесплатно. Предстоящие защиты. Рецензии на автореферат. Отчисления авторам. Мой кабинет. Заказы: забрать, оплатить.

Наличие в детском садике и в начальной школе уголка живой природы растения, животныемузея природы и т. Природа — главная ценность. Осторожное обращение с природой — проявление общей культуры человека. Надвигающаяся экологическая катастрофа — результат неправильного, нерационального и губительного воздействия человека общества на природу. Необходимость охраны природы. Празднование дня Экологии День окружающей среды. Озеленение населенных пунктов. Восстановление лесных богатств, богатств животного мира.

Рекультивация земель. Ведение постройки формирование экологической культуры диссертация домов и других объектов без уничтожения деревьев и кустарников. Отказ от сплошной рубки леса, охрана пойменных лесов. Создание заповедных мест, национальных парков. Сохранение генофонда животных и растений в ботанических садах, зоопарках.

Отношение семьи к природе, отдыху на формирование экологической культуры диссертация, использованию природы. Отношение к природе. Наслаждение красотой природы.

Природа — источник вдохновения.

Природа — место отдыха, восстановления сил формирование экологической культуры диссертация энергии без ущерба самой природе. Не допустить экологическую катастрофу — гибель всего живого.

Педагогические средства формирования экологической культуры подростков. Изучение литературных источников, документов и пр. Оформительская деятельность: разработка экспозиционного плана; создание экспозиционной площади; разработка и создание макетов, диорам, панорам, биогрупп, экспонатов; оформление планшетов, витрин и витражей, таблиц, графиков, схем и диаграмм.

Лекторско-пропагандистская деятельность: написано реферата будущей экскурсии; подбор дополнительного текстового материала к экскурсии; разработка игровых моментов экскурсии; рецензирование экскурсий других экскурсоводов музея; проведение экскурсий. Изучение литературных источников по проблемам охраны и рационального использования природы; выпуск природоохранных листовок и плакатов; подготовка и проведение бесед, линеек и радиолинеек, лекций природоохранного содержания, разработка и проведение природоохранных операций в школе и микрорайоне школы; проведение агитационной работы по охране природы среди школьников.

Взрослых; изготовление кормушек и скворечников для птиц; проявление социально-экологической активности встречи со специалистами народного хозяйства, учеными. Тематические экскурсии в различные биотопы формирование экологической культуры диссертация школы с целью изучения антропогенного влияния; выполнение индивидуальных заданий по изучению антропогенного воздействия на различные компоненты биотопов; оформление Эко-листовок и стенгазеты; защита результатов исследования на заключительной конференции.

Изучение литературных источников по охране и рациональному использованию природы; выполнение исследовательской работы; защита результатов исследовательской работы на научно-практических конференциях. Подготовка к олимпиаде изучение литературных источников, консультации учителей, ученых, специалистов народного хозяйства и т. Патрулирование в микрорайоне с целью защиты зеленых насаждений; благоустройство микрорайона; проведение лесопосадочных работ.

Осуществление помощи рыбам в период обмеления, заморов, нереста; охрана рыбных богатств от браконьерства. Поиск научно-познавательного материала из литературных источников; разработка сценария мероприятия; оформление необходимой наглядной агитации; проведение мероприятия; участие в анализе проведенного мероприятия и его результатов. Уровни сформированности экологической культуры подростков содержание блока в таблице 1.

Уровни сформированности экологической культуры подростков. Качественная характеристика уровня. Отсутствие интереса к экологическим проблемам современности. Знания экологических проблем современности очень фрагментарны, не представляют системы.

Поступки в окружающей среде неосознанные. Экологический самоконтроль отсутствует. Пассивное отношение к экологическим проблемам современности. Имеются минимальные знания о современных экологических проблемах. Интерес к ним пассивен, поддерживается лишь извне, сам проявляет пассивность. Социально-экологическая активность отсутствует. Самоконтроль малоэффективен. Проявление сознательного формирование экологической культуры диссертация к экологическим проблемам современности.

Сформированы необходимые экологические знания. Проявляется эссе что такое к формирование экологической культуры диссертация об экологических проблемах. Принимает участие в написании рефератов, подготовке бесед. Формируется и начинает проявляться потребность в социально-экологической активности, но она еще фрагментарна.

Поступки в окружающей среде осознанные. Сознательное, целенаправленное и активное отношение к экологическим проблемам современности. Хорошо сформированы экологические знания, умения и навыки. Проявляет убежденность и направленность на решение экологических проблем. Проявляет высокую социально-экологическую активность. Очень высокая осознанность поступков в природной среде. Самоконтроль на высоком уровне и высокой степени эффективности.

Выводы по первой главе. Резюмируя изложенное, можно отметить, что методологической основой процесса формирования экологической культуры подростков является философское понимание труда, трудовых отношений людей между собой и культуры отношения труда общества к природе.

Диалектически-материалистический подход к экологической проблеме с неизбежностью приводит к выводу, что для устранения антагонистического противоречия между человеком и средой его обитания необходимо, прежде всего, коренное изменение производственных отношений.

Огромное значение в этом имеет культура человека общества. В структурно-компонентном содержании экологическая культура подростков состоит из экологической теории минимум экологических знанийпредставляющей в своей основе целостную систему идей; экологических ценностей, которые выражают положительное и отрицательное значение тех или иных процессов в общественной жизни; нормативных требований, которые обязательны как для личности, так и для различных коллективов подростков из поступков подростков и коллективов подростков.

Структурно-компонентное содержание экологической культуры легло в основу созданной модели формирования экологической культуры подростков.

Рябцева, Ольга Николаевна. Поиск научно-познавательного материала из литературных источников; разработка сценария мероприятия; оформление необходимой наглядной агитации; проведение мероприятия; участие в анализе проведенного мероприятия и его результатов.

Модель формирования экологической культуры подростков содержит четыре блока: БЛОК 1. Черты и качества экологически культурной личности подростков; БЛОК 2. Условия формирования экологической культуры школьников; БЛОК 3. Педагогические средства формирования экологической формирование экологической культуры диссертация подростков; БЛОК 4.

Однако остро встает вопрос об экологическом поведении человека в городе. Очень важно научить школьников понимать живые организмы города, уважать их интересы и потребности, осознавать жизненную необходимость присутствия их в городе — этой большой и сложной экосистеме, в которой без животных и растений будет плохо в первую очередь самому человеку.

Подростки должны видеть последствия эгоистичного отрицательного антропогенного воздействия на природу города, видеть элементарную невоспитанность граждан. Во второй главе определены и обоснованы педагогические средства, способствующие повышению эффективности воспитания экологической культуры подростков городской школы. Важнейшим педагогическим условием эффективности экологического воспитания подростков является подготовленность учителя к данной работе, его компетентность в вопросах экологии города.

Важными условиями повышения эффективности педагогических средств формирования экологической культуры подростков являются:. В исследовании нами применялись два вида эксперимента: констатирующий и формирующий 32; 46; В констатирующем эксперименте участвовало: студентов, учителей, 90 представителей администрации директора школ, завучи, ОВВР, инспектора ОНОучащихся ПТУ, старшеклассников.

Для получения первичных данных уровня экологической культуры подростков, состояния готовности учителей к ведению экологического воспитания, экологической направленности учебно-воспитательной работы в школе нами применялся опрос. Фиксация материала в ходе констатирующего эксперимента проводилась с помощью разработанных нами анкет для каждой группы людей, принимавших участие в опросе.

Осуществлялось также педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся средних общеобразовательных школ и профессионально технических училищ г. Челябинска и области. Цель констатирующего эксперимента — проверка предположения, что сложившаяся практика учебно-воспитательной работы в них же позволяет формировать экологическую культуру у подростков на достаточно формирование экологической культуры диссертация уровне, мало способствует организации и педагогическому руководству.

При этом следует отметить, что более или менее хорошо обстоит дело только с экологическим информированием, формированием экологических знаний. Цель формирующего эксперимента заключалась в доказательстве того, что воспитание экологической культуры подростков наиболее успешно осуществляется в процессе активной природоохранной, социально-экологической, пропагандистской деятельности.

Любому проявлению человеческой деятельности соответствуют особые требования к формам культуры необходимой для её осуществления, но и сама культура личности не воспитывается вне деятельности.

Экологическая культура подростков проявляется в его поступках, в его деятельности. Следует сказать, что очень актуальна задача выделения основных видов деятельности подростков, наиболее влияющих на формирование экологической формирование экологической культуры диссертация.

план диссертации

Причем, определяя основные виды деятельности, важно отметить те из них, которые являются основополагающими в формировании экологической культуры. Так, нам хорошо известно теперь, что большая осведомленность, хорошее знание экологических проблем современности ещё не поднимает экологическую культуру подростков на более высокий уровень.

Для этого необходима ещё практическая деятельность, социальная активность, опыт пропаганды экологических знаний. Экологически направленная деятельность учащегося, формирование экологической культуры диссертация и другие виды деятельности, включает сознательные и стихийные элементы. Сознательные — осознанность общественно значимого характера своих действий, своего влияния на состояние окружающей природы; стихийные — деятельность без понимания и осознания своей роли в окружающей природной среде.

Различные уровни развития экологической культуры определяют и различный характер деятельности, активности, формы соотношений в деятельности сознательного и стихийного элементов, которые тесно взаимосвязаны.

Деятельность школьника определяется объективными условиями общества, мотивы его поведения не возникают сами по.

Уметь и иметь навык эстетической оценки природы: природных объектов и явлений. Определяя структуру экологической культуры, обратимся к представлениям, имеющимся в научной литературе. Необходимые условия организации последнего: теоретическое конструирование и обоснование средоориентированнои модели воспитательной системы в условиях геоэкологического лагеря; организация геоэкологического образования на основе личностно- ориентированного подхода; среди базовых компонентов геоэкологического образования в условиях полевого лагеря - предметных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения по И. Махмутов, Н.

Но объективные условия не определяют неизбежной, заранее предрекаемой линии поведения. Подросток может принять то или иное решение, при этом оно будет вызвано наличием или отсутствием конкретных условий. Цель, российская страхования инвестиций реферат выдвигает он в экологической деятельности, предопределена, с одной стороны, внешними, экзогенными факторами, то есть представляет собой преломленное отражение окружающей действительности.

С другой — внутренними потребностями индивида. Любая деятельность требует определенной культуры. При этом очень важно обеспечить соответствие между экологической культурой подростка и объективными условиями его деятельности.

Всесторонне развитую личность невозможно сформировать лишь с помощью идеологической и просветительской работы, как бы она хорошо ни была поставлена.

Мало дать ученику знания, идеалы и пути движения. Только в процессе практической деятельности, преодоления трудностей формирование экологической культуры диссертация экологическая культура личности. Природоохранная активность подростков — деятельность, носящая направленный, результативный характер, в процессе которой реализуются индивидуальные и коллективные стремления, установки, оценки.

Эта деятельность обязательно должна приводить к конкретным, видимым результатам, иначе будет формальной, мало влияющей на формирование экологической культуры. Чтобы эффективно содействовать процессу формирования экологической культуры необходимо знать интересы и настроения учащихся. Однако, чтобы управлять этим процессом, надо иметь формирование экологической культуры диссертация критерии и показатели для оценки состояния экологической культуры и эффективности всей работы в целом, а также отдельных её направлений.

При изучении экологической культуры личности и эффективности её формирования выделяют две основные группы показателей: показатели сознания — уровень экологических знаний объем, степень осведомленности ; показатели действия — уровень природоохранной активности, состояние экологического поведения, дисциплины, деятельностного отношения к окружающей среде.

Очевидно, оценка экологической культуры и эффективности учебно-воспитательной работы по её формированию должна быть основана на применении показателей обеих выше названных групп. В целом проблема оценки экологической культуры путем выработки показателей для измерения отдельных сторон эффективности учебно-воспитательного процесса в настоящее время остается мало разработанной.

В исследовании экологической культуры критерием эффективности её формирования должен стать интегративный показатель степени сформированности экологических знаний сознанияэкологической природоохранной направленности отношений с природой, активности в природоохранной деятельности, а так же в нем должен быть отражено отношение учащихся к характеру и содержанию собственной природоохранной деятельности.

Процедура измерения эффективности учебно-воспитательной работы по формированию экологической культуры может быть построена на основе.

Как известно, понятие эталона представляет собой выражение совокупности свойств, обладают той или иной степенью общности и могут быть использованы для сравнения и выяснения состояния этих свойств у изучаемого объекта. При проведении экспериментальной работы порядок расположения качеств и свойств не производился и использовалась данная нумерация. Только в этом случае можно оценить изменения, наступившие под воздействием учебно-воспитательной работы. Целесообразно сопоставлять уровень информированности по экологическим проблемам с уровнем природоохранной активности и другим показателями социально-экологической активности подростков.

Между данными уровнями существует определенная взаимосвязь. Однако мерилом формирование экологической культуры диссертация экологического воспитания подростков должны стать конкретные дела, эмоциональная окраска, личностное отношение подростков к.

Формирование экологической культуры диссертация 7394

Социально-экологическая активность подростка в обществе является проявлением его экологической убежденности и сознательности в практических делах, направленных на гармонизацию отношений между человеком и природой.

Интегративный показатель степени сформированности экологической культуры подростков дает возможность объективного подхода к анализу её формирования. Порядок формирования экологической культуры подростка, несомненно, начинается с экологического информировании, которое должно быть переведено в область убеждения личности и приведено в действие, конкретное воплощение в практической повседневной деятельности.

При рассмотрении понятия экологической культуры подростков в предыдущей главе мы убедились, что это интегральная характеристика личности, состоящая из ряд взаимосвязанных элементов. Как же производить измерение состояние экологической культуры? Практика социологических исследований выработала целый ряд подходов к измерению мнений, установок. Мотивов, оценке знаний, умений, информированности, реального поведения людей, характеристик социального отражения и т.

Формирование экологической культуры диссертация для выделения различного вида оценочных шкал может служить объект измерения. В данном случае это числа, которые получаются в результате применения процедуры измерения для характеристики формирование экологической культуры диссертация свойств индивида — мнений, отношений, установок, мотивов, знаний, умений и т.

В социологии такие шкалы называют шкалами установок. Мы будем иметь дело с оценкой компетентных лиц тех или иных характеристик личности подростков то есть оценка судей: родители, классные руководители, учителя, одноклассники.

Каждый из выделенных показателей. Варианты ответов разрабатывались по однотипной порядковой логике, которая позволяет судить об интенсивности измеряемого показателя. Такой тип шкалы содержит формирование экологической ответы, на каждый вопрос может быть получен только формирование экологической культуры диссертация ответ.

Для более точного математического сопоставления в вопросах анкет каждому из вариантов ответа была присвоена ценность в числовом выражении 1—2—3—4—5. Присвоение каждой альтернативе определенной числовой оценки — дело весьма сложное, и конечно же, к общему баллу надо подходить не как к абсолютной величине, а как к средству для общей ориентировки и сравнения. Для сравнения отношений испытуемых к сформированности различных качеств применялся индекс Jкоторый находится по формуле:.

Где, A i — суммарное число ответов, оцениваемых пятью баллам, полученное подростком в результате оценки судей. Индекс J ki — отношение испытуемого к формированию i -го качества находится по формуле:. Для групповой оценки сформированности экологической культуры и сравнения контрольной и экспериментальной диссертация применима формула:. Использование индексных показателей представился удобным, так как позволяет в какой-то мере устранить случайные ошибки при оценивании.

Найденные показатели могут применяться в практике работы средней общеобразовательной школы для анализа тех или иных форм организации практической деятельности подростков в успешности формирования их экологической культуры.

Указанный метод измерения сформированности экологической культуры подростка имеет не только исследовательское, но и воспитательное значение.

Производя самооценку сформированности свойств и качеств своей личности, подросток вынужден задуматься над своей экологической культурой, сделать первый шаг в осмыслении и постановке задач перед собой по самосовершенствованию. Мы применили метод независимых характеристик, предложенный советским психологом К. Платоновым Формирующий эксперимент заключался в выявлении роли выше названных средств внеклассной воспитательной работы в формировании экологической культуры подростков о значении см.

Для того, чтобы решить основную задачу нашего исследования — определить пути и средства более рациональной организации процесса формирования экологической культуры подростков, необходимо было определить состояние готовности учителей и выпускников культуры института к такого рода работе и выявить основные причины недостатков в подготовке. Для этого анализировали систему профессиональной подготовки в Челябинском государственном педагогическом институте на основе личного знакомства. В целях предварительной ориентации в изучаемом вопросе, было опрошено учителей кишенкова эссе по Челябинской области.

По стажу работы они были подразделены на следующие три группы: 1. Анализируя результаты анкет, следует отметить, что в той или иной степени, систематически или эпизодически, почти все учителя проводят воспитательную работу экологического характера. В большинстве анкет учителя-практики откровенно высказывали мнение о состоянии своей готовности к проведению экологической воспитательной работы по окончании института, отмечали роль в занков работы 1 полугодие и последующей переподготовке педагогического института, отделов народного образования, газет и других источников.

Были высказаны очень ценные пожелания. Учителя свою подготовленность к проведению экологической воспитательной работы по окончании вуза оценивают следующим образом см. Не подготов-лен. Из таблицы видно, что чем диссертация стаж работы, тем более критически учителя подходят к оценке своей подготовленности.

Это связано с тем, что опыт организации и проведения. Вопрос в анкете стоял открытым, то есть без вариантов ответа, поэтому привести количественные данные не представляется возможным, однако приведены высказывания по частоте встречаемости. Следовательно, после окончания института практически большинство учителей должно рассчитывать на свои силы, н степень подготовленности к самостоятельному приобретению знаний, формированию умений и навыков подобного рода.

Институт усовершенствования проводит лишь практическую помощь один раз в 5 лет, а иногда ещё реже. Анализируя свою готовность как воспитателя по окончании института, учителя указали, что испытывали трудности при организации и проведении воспитания экологической культуры школьников см.

Диссертация различных организаций на подготовку учителей. Источник совершенствования учителя. Они высказали пожелания: учить студентов в вузе основам педагогического мастерства; развивать педагогические способности; вооружать педагогической техникой; формирование экологической культуры диссертация систему работы учителей по воспитанию экологической культуры школьников; на длительный срок прикреплять к учителям-практикам в качестве помощников-организаторов процесса формирования экологической культуры школьников; формировать педагогическую этику и культуру учителя-воспитателя; формировать на достаточном уровне экологическую культуру самих студентов; учить планировать не только отдельные воспитательные мероприятия экологического характера, а систему работы по предмету с учетом необходимости формирования экологической культуры школьников; больше уделять внимания внеклассной воспитательной работе студентов при прохождении ими практики; учить основам организации самоуправления школьников во внеклассной работе экологического характера, используя опыт лучших школ и т.

Формирование экологической культуры диссертация 4643723

Знакомясь с работой молодых учителей на местах в городских. Сельских школ, мы убедились в правомерности этих требований. Однако обратили внимание н то, что затруднения в работе объясняются не толь недостаточной вузовской и послевузовской подготовкой, но и отсутствием должного уровня внеклассной работы в школе, помощи со стороны администрации школ, предметных секций методических объединений учителей см.

Успешность воспитательной работы во многом определяется и личными качествами учителя, его умением войти в детский и учительский коллективы, отношением к делу, инициативностью, стремлением к профессиональному мастерству, самообразованию, самоутверждению.