Клиент-центрированная терапия

0 / 5 (0 голосов)

Клиент-центрированная терапия — одна из самых популярных в мире. Кратко рассказываем о том, на чем основан этот метод, в чем его преимущества и кому он может помочь.

Клиент-центрированная терапия

В основе этой самой популярной в мире (после психоанализа) системы психотерапевтической и консультационной работы — убеждение, что человек, обращаясь за помощью, способен сам найти способ решения своих проблем. Психотерапевт лишь cоздает условия для позитивных изменений, более полной реализации потенциала клиента, но именно клиент осуществляет выбор и принимает решения.

Принцип действия 

Карл Роджерс был убежден, что сущность каждого из нас позитивна. Но этот потенциал проявляется лишь в атмосфере позитивного принятия, эмпатического понимания и открытости своим чувствам. В создании такой атмосферы и заключается главная задача психотерапевта.

  • Безусловное (безоценочное) принятие — это умение реагировать на эмоциональные проявления человека, его поступки, не оценивая их. Это искреннее отношение к другому как к равному себе и имеющему право быть таким, какой он есть.
  • Эмпатия — способность точно воспринимать чувства других людей, сопереживать им и принимать их, даже если сам бы поступил иначе. Эмпатию также называют «эмоциональной отзывчивостью».
  • Конгруэнтность — подлинное, честное и открытое переживание собственных чувств, искреннее самовыражение в общении с другим человеком.

Ход работы 

Клиент-центрированный подход называют «недирективным»: терапевт не направляет клиента, не руководит им и ни к чему не принуждает. Терапевт безоценочно принимает все, что будет сказано клиентом.

Терапия проходит в форме диалога. Клиент сам определяет, какие вопросы для него сейчас актуальны, а терапевт помогает ему в исследовании и выражении своих чувств, образов, фантазий. Слушая и отвечая, он полностью сосредоточен на клиенте: само присутствие внимательного, понимающего собеседника помогает человеку справиться со страхом и отчаянием, вселяет уверенность в своих силах.

Атмосфера доверия, уважения и безусловного принятия позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть. Он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. Ощущая поддержку, человек обнаруживает в самом себе средства и способы решения своих проблем.

В результате терапии клиент начинает более свободно выражать свои чувства, у него складывается устойчивая положительная самооценка, позволяющая больше доверять миру. Он становится более реалистичным и объективным, а также менее ранимым — больше доверяет себе и лучше понимает других.

История 

В опубликованной в 1951 году книге «Терапия, сфокусированная на клиенте» американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс (1902–1987) высказал идею, которая радикально изменила понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом для самого себя.

Книга была раскритикована психотерапевтами разных направлений, усмотревшими в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Но уже следующая его книга — «Становление человека» (1961) — стала бестселлером. За свою деятельность, основанную на, казалось бы, предельно простых идеях гуманизма, Карл Роджерс был номинирован на Нобелевскую премию мира.

Показания к применению 

Клиент-центрированный подход помогает тем, кому не хватает понимания, сочувствия, участия и тепла. Он может применяться во всех областях, где необходимо взаимопонимание.

Безусловное принятие другого человека, сопереживание, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и лечению неврозов, и разрешению социальных и семейных конфликтов. В форме недирективной игровой терапии метод эффективен и для решения проблем личностного развития ребенка.

Учитывая, что клиент сам определяет, достиг ли он желаемых целей, терапию в любой момент можно прекратить. Позитивные изменения возникают уже на первых сеансах, более глубокие возможны после 10–15 встреч.

Поделитесь с нами своим мнением

Источник: psychologies.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двенадцать − 5 =

12 + 5 =

Яндекс.Метрика