Эмоциональный интеллект: управлять эмоциями, чтобы добиваться цели

0 / 5 (0 голосов)

В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному, мало поддающемуся контролю. На самом деле умение проявлять чувства — важный навык, который можно и нужно развивать.

Эмоциональный интеллект: управлять эмоциями, чтобы добиваться цели

Двадцать лет назад психолог Дэниел Гоулман назвал эту способность эмоциональным интеллектом. Сегодня его книги и работы его последователей становятся бестселлерами в России*. В чем феномен эмоционального интеллекта и что нам дает его развитие — рассказывает коуч Елена Сидоренко.

Psychologies: В России тема эмоционального интеллекта очень популярна. С чем связан такой интерес?

Елена Сидоренко: Прежде всего — это желание улучшить свои навыки и производительность за счет каких-то новых внутренних ресурсов. Часто звучат утверждения о том, что интеллект рациональный (IQ) определяет лишь 20% успеха, в то время как эмоциональный интеллект (EQ) — 80%. А если так, значит, его нужно использовать.

Вторая причина связана уже не с эффективностью, а с удовольствием. Нам надоело быть лишь эффективными. Нам хочется быть счастливыми. Может быть, эмоциональный интеллект поможет нам достичь внутренней гармонии?

Наконец, любопытство. Обычно эмоции мешают трезвому рациональному рассудку. Тут перед нами противоречивое сочетание: эмоции и интеллект почему-то идут вместе. Нам хочется разобраться, понять, как это возможно и что нам это даст.

Чем эмоциональный интеллект отличается от рационального? В чем его специфика?

Эмоциональный интеллект отличается от рационального тем, что речь идет не только о восприятии и анализе чувств, а о работе с ними. Есть несколько слоев эмоционального интеллекта. Базовый слой отвечает за выброс адреналина, ярость, страх. Эти реакции нужны для выживания организма. Детский плач, крик — это все проявления базового эмоционального интеллекта. Постепенно, по мере взросления у нас формируется следующий слой: мы начинаем сознательно относиться к эмоциям. Понимаем, что это важный ресурс.

Высший уровень — способность и понимать эмоции, и управлять ими. Наши инстинктивные реакции отвечают на вопрос «почему»: «Почему мне больно, страшно, весело?» Высший уровень предполагает появление цели: я не всегда буду импульсивен, резок, когда так хочется моей душе. Я остановлюсь и подумаю: стоит ли мне проявить гнев, чтобы добиться цели, или это приведет к ответной агрессии и я не добьюсь результата? Там, где нельзя управлять эмоциями, можно хотя бы использовать их энергию более эффективным образом.

Для каких сфер, профессий важно обладать развитым эмоциональным интеллектом?

Строго говоря, этот навык нужен каждому. Но, скажем, одним комфортнее работать в одиночку, с машинами, информацией, а другим — с людьми. Для первых важно понимание собственных эмоций, и тогда им нужно углубиться в себя. Для вторых — понимание эмоций окружающих, и тогда им, наоборот, нужно подняться над собственными переживаниями и эгоистическими интересами. В зависимости от этого можно выделить внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект.

Даже если ты находишься на необитаемом острове, тебе нужно понимать себя, управлять собой. Речь идет не только о том, чтобы не раздражаться, не гневаться, не поддаваться бесцельным импульсам. Если ты проснулся в апатии, а тебе предстоит работать, тебе нужно понять, почему так произошло. Анализировать причину, а не симптомы. В общении с другими важно понимать их состояние, работать с их эмоциями.

Умение управлять эмоциями других людей — не то же самое, что умение манипулировать ими?

Когда мы говорим «манипуляция», мы обычно имеем в виду только часть большого явления. В нашем повседневном общении в той или иной мере постоянно присутствует манипуляция. Когда мы используем эмоциональный интеллект, мы воздействуем на эмоции других. Это воздействие может быть и скрытым. Правила вежливости — тоже манипуляция. Но дело в том, что люди сами хотят эмоциональных воздействий. Они хотят волнения, хотят испытывать чувство гордости, чувство собственной значимости.

Пока мы добиваемся общего результата, речь идет о манипуляции по договоренности. «Мы очень рады вас видеть», «спасибо за вопрос» — мы негласно договорились, что не будем говорить ничего неприятного. Злостная манипуляция — особый случай. Злостный манипулятор добивается одностороннего выигрыша. Конечно, грань между допустимой и злостной манипуляцией размыта. Решение о том, является ли твоя манипуляция оправданной, или она злостная и ты добиваешься лишь выгоды — зависит от тебя.

* Например: С. Шабанов, О. Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика» (Манн, Иванов и Фербер, 2014).

Об эксперте: Елена Сидоренко, социальный психолог, коуч, приглашенный преподаватель Стокгольмской школы экономики в России.

Поделитесь с нами своим мнением

Источник: psychologies.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + 7 =

11 − 4 =